|
|||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ И ГАРНИТУРЫ СТРЕЛОЧНЫЕ 1. Общие сведения. История развития электроприводостроения в России Стрелочные электроприводы предназначены для перевода, запирания и контроля положения стрелок электрической, диспетчерской и горочной централизации. Электроприводы устанавливают с правой или левой стороны стрелочных переводов на специальных гарнитурах, Гарнитура в комплект поставки электропривода не входит и оказывается отдельно. На железных дорогах России применяются электроприводы с внутренним замыканием невзрезные серии СП, ранее применялись также взрезные серии СПВ. В 1999 году начато серийное освоение производства новых электроприводов винтовых невзрезных с внутренним замыкателем типа ВСП-150. Электроприводы серии СП предназначены для перевода, запирания и контроля положения стрелок с нераздельным ходом остряков. До 1960 года осуществлялся промышленный выпуск электроприводов типа СП-1, с I960 по 1970 год изготавливались электроприводы типа СП-2. Электропривод типа СП-2 имеет один рабочий шибер и две контрольные линейки. В приводе предусмотрен двусторонний выход рабочего шибера и контрольных линеек, что позволяет на стрелочной гарнитуре устанавливать привод с правой или левой стороны стрелки путем перестановки рабочего шибера и контрольных линеек. От ранее выпускаемого электропривода СП-1 электропривод СП-2 отличается тем, что имеет иную конструкцию редуктора, усиленный упор, фрикционное сцепление с вала электродвигателя перенесено на вал редуктора. С 1970 по 1973 год изготавливались электроприводы типа СП-2Р. В 1970 году было введено раздельное крепление рабочих и контрольных тяг с остряками стрелок. В связи с переходом на гарнитуры с раздельным креплением рабочих и контрольных тяг диаметры присоединительных отверстий в контрольных линейках и рабочем шибере в электроприводе были увеличены: в контрольных линейках электропривода типа СП-2Р стали 15 мм вместо 12 мм в электроприводе СП-2; в рабочем шибере СП-2Р — 26 мм вместо 20 мм в СП-2. Электроприводы типов СП-2 и СП-2Р были рассчитаны на переводное усилие 2,5 кН (максимальное 3,50 кН). Таким образом, электропривод СП-2Р отличается от выпускавшегося ранее СП-2 только увеличенным диаметром отверстий на концах контрольных линеек и рабочего шибера. С декабря 1973 года взамен электроприводов СП-2Р начали серийно выпускать стрелочные электроприводы типа СП-3. Стрелочный электропривод типа СП-3 имеет один рабочий шибер и две контрольные линейки; предназначен для перевода, запирания и контроля положения стрелок всех типов с нераздельным ходом остряков. В приводе предусмотрен двусторонний выход рабочего шибера и контрольных линеек, что позволяет на стрелочной гарнитуре устанавливать привод с правой и левой стороны стрелки (путем перестановки рабочего шибера и контрольных линеек). Электропривод типа СП-3 имеет следующие преимущества перед ранее выпускаемыми СП-2 и СП-2Р: - переводное усилие на рабочем шибере привода СП-3 увеличено на 2 кН и доведено в среднем до 4,5 кН. Привод может развивать максимальное переводное усилие до 6 кН, что достигнуто за счет увеличения передаточного числа редуктора до 70 вместо 55 в электроприводах СП-2 и СП-2Р и применения электродвигателя МСП-0,25 вместо МСП-0,1; - облегчено эксплуатационное обслуживание в части быстроты замены пружин автопереключателя. В электроприводе СП-3 в автопереключателях применены пружины растяжения, которые устанавливаются над рычагами авто переключателя, взамен пружин кручения в СП-2Р; - введен электрообогрев привода для уменьшения образования конденсата и устранения явления индевения контактов; установлены прозрачные колпаки из пластмассы над контактными колодками для устранения попадания конденсата на контактные пластины, а также улучшена герметизация корпуса привода за счет увеличения захода бортов крышки на 18 мм вместо 13 мм в приводе СП-2Р. С 1982 года начали серийно выпускать стрелочные электроприводы типа СП-6 для электрической централизации с улучшенными эксплуатационными характеристиками по сравнению с электроприводами типа СП-3. Для маневровых районов станций применяются также электроприводы типа СПГ-ЗМ на базе электропривода СП-6, бесконтактные электроприводы типа СПГБ-4 на базе электропривода СП-3 и СПГБ-4М на базе электропривода СП-6. С января 1993 года начался выпуск электроприводов СП-6М вместо СП-6. Для высокоскоростного движения выпускается электропривод СП-12 для работы с внешним замыкателем. Главным отличием электропривода СП-12 от СП-6М является другой ход шибера и ход контрольных линеек, а также то, что запирание прижатого остряка осуществляется внешним замыкателем, а удержание отведенного остряка с помощью внутреннего замыкателя. С июля 1995 года начали серийно выпускать бесконтактные горочные электроприводы СПГБ-4Б вместо СПГБ-4М. Таким образом, в настоящее время для магистрального железнодорожного транспорта выпускаются промышленностью электроприводы СП-6М и СП-12 и горочные СПГБ-4Б. В 1999 году начато серийное освоение производства новых электроприводов — винтовых невзрезных с внутренним замыкателем типа ВСП-150. Для метрополитенов в настоящее время выпускаются электроприводы типа СП-6БМ с бесконтактным автопереключателем. В метрополитенах применяются также электроприводы СП-6, СП-6М и СПГБ-4М. На сортировочных механизированных горках для перевода, запирания и контроля положения стрелок с нераздельным ходом остряков применяются электроприводы типов СПГ-2, СПГ-3, СПГ-ЗМ, СПГБ-4, СПГБ-4М и СПГБ-4Б. Электроприводы типов СПГ-2 и СПГ-3 имеют конструкцию, аналогичную соответственно электроприводам СП-2 и СП-3, но передаточные числа редукторов у них меньше, благодаря чему достигается повышенная скорость перевода стрелки. Передаточное число редуктора привода СПГ-2 составляет 43 вместо 55 в СП-2, а привода СПГ-3 - 35 вместо 70 в СП-3. Диаметры присоединительных отверстий в контрольных линейках горочных электроприводов типов СПГ-2 и СПГ-3 составляют 12 мм, в рабочем шибере — 20 мм, т, е. такие же, как в контрольных и рабочих линейках приводов СП-2. В горочных электроприводах СПГ-2 и СПГ-3 устанавливается электродвигатель постоянного тока типа МСП-0,25 на номинальное напряжение 100 В. Для получения более высокой скорости перевода стрелки на клеммы электродвигателя подается напряжение 200 В. Применяемые на сортировочных горках бесконтактные электроприводы типа СПГБ-4 выпускались на базе электропривода СП-3. Последними модификациями горочных электроприводов являются контактные электроприводы типа СПГ-ЗМ на базе электропривода СП-6, бесконтактные электроприводы типа СПГБ-4М на базе электропривода СП-6 и бесконтактные электроприводы типа СПГБ-4Б на базе электропривода СП-6М. В настоящее время выпускаются горочные электроприводы только типа СПГБ-4Б. Ранее выпускавшиеся электроприводы серии СПВ предназначались для перевода, запирания и контроля положения стрелок с раздельным ходом остряков и имели два рабочих шибера и две контрольные линейки. В приводах СПВ предусматривался двусторонний выход рабочих шиберов и контрольных линеек, что позволяло на стрелочной гарнитуре устанавливать привод с правой или левой стороны стрелки (путем перестановки рабочих шиберов и контрольных линеек). До 1974 года изготавливались электроприводы типа СПВ-5, которые имели максимальное переводное усилие 2500 Н. С 1974 по 1990 год изготавливались электроприводы типа СПВ-6, которые имели по сравнению с СПВ-5 следующие преимущества: переводное усилие на рабочих шиберах привода СПВ-6 увеличено и доведено до 3 кН, что достигалось за счет применения типового редуктора от электропривода типа СП-2Р с передаточным числом 55 вместо 43 в приводе СПВ-5 и электродвигателя постоянного тока типа МСП-0,25. Переводное усилие на рабочих шиберах привода СПВ-6 могло быть увеличено до 4,5 кН (максимально 6 кН), если применить редуктор от привода СП-3 с передаточным числом 70; улучшено эксплуатационное обслуживание в части быстроты замены пружин автопереключателя. В электроприводе СПВ-6 в автопереключателях применялись пружины растяжения, которые устанавливались над рычагами автопереключателя, взамен пружин кручения в приводе СПВ-5; был введен электрообогрев привода для уменьшения образования конденсата и устранения явления индевения контактов и установлены прозрачные колпаки из пластмассы над контактными колодками для устранения попадания конденсата на контактные пластины. Увеличение массы и скоростей движения поездов, применение новых конструкций стрелочных переводов из рельсов тяжелых типов с гибкими остряками, жестко связанными между собой тягами, исключили возможность применения электроприводов серии СПВ, требующих обязательно раздельного хода остряков. Учитывая это, а также целесообразность применения на сети железных дорог единой унифицированной конструкции, производство электроприводов серии СПВ прекращено. Электроприводы серий СП, СПГ и СПВ обеспечивают ход рабочих шиберов (154 ± 2) мм и имеют контактную систему врубающегося типа. Ход шиберов электропривода СПВ-5 составлял (152 ) мм. Горочные электроприводы СПГБ-4, СПГБ-4М и СПГБ-4Б имеют бесконтактные автопереключатели. Применяемые в метрополитенах электроприводы СП-6БМ имеют также бесконтактные автопереключатели. Внутри электроприводов всех типов имеется блокировочный контакт, выключающий привод из электрической цепи в момент открывания крышки привода в целях безопасности обслуживающего персонала. При отсутствии электропитания привод может быть переведен с помощью специальной рукоятки, поставляемой вместе с каждыми пятью электроприводами. При снятом электродвигателе привод может быть также переведен на ручное управление, для чего к каждым пяти приводам, помимо специальной рукоятки, прикладывается ось ручного перевода. При заказе электроприводов необходимо указать тип электропривода, номинальное напряжение и тип электродвигателя, а также указать выход шибера (справа или слева). |
|||||||||||||||||||||